Выбираем лодку ПВХ и мотор

Выбор лодки пвх и мотораВыбор лодки ПВХ и мотора – это две взаимосвязанные задачи. В начале, рассмотрим подробно, как правильно выбрать лодку ПВХ, как подобрать ту лодку, которая нужна именно Вам, которая подходит под Ваши задачи по грузоподъемности, вместимости, и другим характеристикам, и как ее правильно хранить и эксплуатировать. Затем я поделюсь с Вами полезными советами и секретами опытных водномоторников. И наконец, разберемся, как подобрать подвесной лодочный мотор, и как его правильно эксплуатировать.

Выбираем лодку.

Материал.

Лодки могут быть изготовлены из армированного ПВХ и из неармированного. Из неармированного ПВХ в основном делают надувные детские мячики или матрасы для игры на воде и различных пляжных забав. Есть и лодки из такого материала, которые очень непрочны, и легко пробиваются даже тростником, не говоря уже о корягах и прибрежных камнях. Для пляжного отдыха такие лодки – отличный выбор, но не для рыбалки, охоты, и т.д.
Неармированный ПВХ
Армированный ПВХ – долговечный, прочный материал, не боится хранения в мокром состоянии, баллоны из него выдерживают высокое давление. В основном, лодки делают именно из армированного ПВХ. Лодки из такого материала подходят для использования под мотором, имеют высокую жесткость.
Лодки из армированного ПВХ изготавливаются 2-мя способами:

  1. сварка – когда кусочки ткани сваривают между собой
  2. склейка – куски склеиваются. Склейка бывает горячая и холодная.

Считается, что сваренные лодки имеют большую надежность, но ведь при таком способе изготовления расплавляются кусочки ПВХ, толщина в месте шва уменьшается, а значит может уменьшиться и прочность. А при склейке – структура самой ткани ПВХ не нарушается, и можно предположить, что склеенные лодки имеют большую надежность, а значит вероятность расхождения шва у склеенной лодки меньше. Хотя, при сегодняшних высоких технологиях изготовления лодок ПВХ, расхождение шва вообще вряд ли возможно. Конечно, плюсы и минусы есть у обоих способов, и выбор всегда за Вами.

ПВХ – это многослойный материал, и чем больше слоев, тем он прочнее, но также и тяжелее, поэтому важно выбрать правильный баланс. Зачастую лодки делают из 7-ми слоев ПВХ плотностью 0,85..1,3 кг/м3. Иногда поверхность лодки ПВХ дополнительно обрабатывают для придания твердости, чтобы на такой лодке можно было безбоязненно плавать по кустам, задевать коряги, камни на мелководье.

Размер, длина, вес

лодка BadgerЛодки ПВХ в надутом положении кажутся слишком большими, однако рабочий объем оказывается небольшим, так как много объема скрадывают баллоны (их диаметр 40-45 см). Например, при длине лодки 270 см, длина поверхности днища всего 170 см, а ширина 66 см (Badger FL270). Поэтому, кажущаяся в магазине большой, на водоеме лодка может оказаться маленькой.
Нужно учитывать, сколько человек будет находиться в лодке во время передвижения или ловли. В паспорте лодки указывается пассажировместимость, но нужно понимать, что это максимальный показатель. И если Вы занимаетесь рыбалкой или охотой, то можно руководствоваться следующими цифрами:

  • лодку длиной 2,8-3,3м – удобно использовать в одиночку, вдвоем в такой лодке уже тесно. Её легко переносить, транспортировать, она вообще не тяжелая;
  • если 2 человека – то минимум нужна лодка 3,3м а лучше 3,6 и больше, до 4,2м;
  • если втроем, то, как правило от 4,2 метра.

Лодки длиной от 3,3 метра имеют большой вес (около 50 кг), и даже вдвоем их тяжеловато переносить. Поэтому, советую использовать съемные колесики, которые цепляются на транец, и с ними можно приноровиться и в одиночку спускать лодку на воду и поднимать с воды. Но вот сумки с такой лодкой одному таскать по лестнице в квартиру все равно тяжело, поэтому, приобретая такую лодку, Вы должны рассчитывать, что Вам всегда кто-то поможет. Еще, покупая лодку, убедитесь в том, что сумка, в которой Вы будете ее транспортировать, помещается в багажник Вашего автомобиля.

Транец на лодках ПВХ может быть навесной, стационарный, либо его вообще может не быть. Лодки без транца считаются гребными, с навесным транцем – рассчитаны на маломощные моторы, обычно до 3,5 л.с. А вот со стационарным транцем лодки подходят для более мощных моторов. Обратите внимание, как вклеен стационарный транец лодки. Это может быть сделано при помощи ПВХ кусочков, либо с использованием резинового обода или резиновой прокладки. Если транец приклеен к баллонам лодки с помощью резинового обода или прокладки, это намного лучше, ведь от вибрации мотора, ПВХ ткань быстро стареет, а резиновый обод или прокладка будут сглаживать эти вибрации.
лодка пвхлодка пвх транецлодка пвх

Цвет лодки. Для рыбалки лучше выбирать цвет белый, серый, серебристый, и похожих тонов. Это объясняется просто: вспомните, как выглядит небо, если, находясь под водой, посмотреть на него? Правильно, очень светлое, белое или голубоватое, и даже в пасмурную погоду, из-под воды небо светлое. На фоне неба лодка обычно сильно выделяется, а светлые тона менее заметны для рыбы. А для охотников, где важна маскировка среди растительности и нужно скрытно подобраться к добыче, как раз подойдут камуфляжные и темные цвета.
лодка пвхлодка пвхлодка пвх

Типы дна
ПВХ лодки изготавливаются с двумя типами дна.

  • складное днонадувное дноСкладное дно. Это складные стлани (слани) из пропитанной водостойкой фанеры или алюминия. Дно из стланей жестче надувного, но гораздо тяжелее.
  • Надувное дно менее жесткое, зато легкое, примерно на треть легче такой же лодки со стланями. Если лодка 3,3 метра, то укладывать стлани в одиночку практически невозможно, нужно вдвоем. Если рыбачить в одиночку, то надувное дно в самый раз – легкое и легко укладывается. Надувное дно имеет сотовую структуру и достаточную жесткость, на нем даже можно стоять.


Следует отметить, что ПВХ материал легко прожигается и прокалывается, стоит только случайно уронить нож или зажженную сигарету. Поэтому, используя лодку с надувным дном, можно постелить кусок линолеума или жесткого полиэтилена поверх пола – тогда Вы защитите себя от неприятных проблем, и так лодку будет легко мыть, ведь будет пачкаться только кусок линолеума, а его можно просто вынуть и сполоснуть, а днище лодки остается чистым. Кстати, для обеспечения чистоты и в лодку со стланями можно постелить «второй пол».

Как правильно надувать лодку. Существует 2 способа – насосом лягушкой и компрессором. Лодка имеет рекомендованное давление. Лягушкой мы лодку никогда не перекачаем, и нужно надувать до тех пор, пока будет невозможно надавливать на лягушку, но все равно, до нужного давления накачать не получится. А если надувать лодку компрессором с манометром, то можно надуть до нужного давления, указанного в паспорте.

Хранение, эксплуатация, и немного секретов. Перед своим первым круизом на лодке ПВХ, желательно полностью собрать, накачать лодку, можно даже в квартире, если позволяет комната, или около дома на травке. Это нужно для того, чтобы запомнить последовательность действий и не тратить драгоценное утреннее время на рыбалке.
лодка пвх хранениеМатериал ПВХ боится порезов и царапин, боится даже больше, чем резина, поэтому ПВХ-лодку не нужно таскать волоком – лучше переносить на руках или использовать колесики на транце.
На морозе ПВХ дубеет, и это следует учитывать, если использовать лодку поздней осенью, когда вероятны заморозки. ПВХ боится песка и грязи, попадающие между дном и баллоном. Даже со стланями желательно использовать кусок линолеума на полу, и после каждой рыбалки тщательно мыть лодку. Хорошо бы возить с лодкой кусок полиэтилена, на котором собирать и разбирать лодку, чтобы не попадала грязь.
Крысы и мыши за милую душу полакомятся ПВХ, а если на лодке осталась еще и рыбья слизь, то это будет просто праздничным тортом для них. Перед хранением нужно тщательно вымыть лодку, можно даже с пахнущими средствами, чтобы не осталось запаха слизи. Очень удобно хранить лодку, подвешивая ее в гараже под потолком в надутом состоянии – так экономиться много места, и лодка становится недоступна для мышей и крыс. Рекомендуется хранить лодку в полунадутом разложенном состоянии – так не образуются складки, перегибы и потертости ткани ПВХ.
Надувной лодке свойственно рано или поздно проколоться. Если у Вас случился небольшой прокол или порез, то, руководствуясь инструкцией к лодке, можно устранить проблему на месте. При серьезном порезе нужно нести лодку в мастерскую. Кстати, Вам могут помочь устранить прокол в фирме, изготавливающей и ремонтирующей тенты ПВХ для грузовиков.

Хитрости, маленькие удобства, дополнительные полезные штуки

клапана сброса давленияКлапана с автоматическим сбросом излишнего давления. В жаркий день, на солнцепёке, давление в баллонах лодки может достигать критических отметок, бывает даже, что лодка взрывается как надувной шарик. Автоматический сброс излишнего давления в баллонах лодки позволяет этого избежать. Конечно, можно стравливать давление, надавив пальцем на клапан, но так мы можем стравить слишком много, и лодка станет менее жесткой и управляемой.

Якорь не менее 4 кг, а якорная веревка не менее 20м – в 2 раза больше предполагаемой глубины ловли. В качестве якорной веревки удобно использовать альпинистский трос, диаметром около 6 мм – при таком диаметре трос очень прочный и его удобно перебирать руками.

Клапан слива водыКлапан для слива воды из лодки. Наличие такого клапана, обычно в нижней части транца, облегчит процедуру удаления воды, попавшей в лодку из-за дождя или с брызгами от волн. Пользоваться им нужно на мелководье.

Кольца для страховочной привязки мотора. Может случиться так, что мотор упадет в воду, например, поставив слишком мощный мотор, он может вырвать транец (фильм ужасов). Для того, чтобы не потерять мотор, его можно привязать крепкой веревкой к дополнительным страховочным кольцам на баллонах или к сиденью.

якорный рымякорный рымЯкорный рым.
Якорная веревка, при опускании якоря, может перетирать ткань ПВХ. Чтобы этого не было, на нос лодки крепят пластиковый якорный рым. Он также имеет место для намотки веревки и фиксирования ее длины.

Якорь не менее 4 кг, а якорная веревка не менее 20м – в 2 раза больше предполагаемой глубины ловли. В качестве якорной веревки удобно использовать альпинистский трос, диаметром около 6 мм – при таком диаметре трос очень прочный и его удобно перебирать руками.

Якорная сумка.
Чтобы во время движения, якорь «не летал» по лодке, его кладут в якорную сумку. А еще, когда поднимаешь якорь, на нем может оставаться грязь со дна или ил, и чтобы это не попадало в лодку, якорная сумка – хороший выход.

Крепления для бензобака.
Лодочные моторы, мощностью от 3,5 л.с. имеют выносной топливный бак. Для его жесткого крепления и фиксации, на баллонах приклеивают кольца (обычно 4 шт.).

накладки на сиденьяМягкие и теплые сиденья с сумкой.
На фанерных сиденьях сидеть достаточно жестко, а в прохладную зорьку, еще и холодно. Чтобы ничего себе не простудить, и обеспечить комфорт, можно наклеить на сиденья куски пенополиуретанового коврика (походный коврик). А можно приобрести специальные накладки на сиденья – сверху мягкие, а снизу сумка для всякой мелочи.

Защита баллонов в нижней части.
Как уже говорилось, ПВХ ткань боится волочения по песку, камешкам, и т.д. Для безопасного вытаскивания лодки на берег, на нижнюю часть баллонов и днище клеят накладки из PVC ленты.

Номер для лодки.По правилам ГИМС, зарегистрированные лодки должны иметь государственные номера. Есть несколько способов нанесения номера на борт лодки.

  1. через трафарет водостойким маркером. Это самый быстрый способ, но краска быстро сотрется;
  2. купить материал ПВХ, например, у фирмы, занимающейся баннерной рекламой, и вырезать из него номер, а затем приклеить клеем Уран (специальный клей для ткани пвх);
  3. сделать трафарет с номером, приклеить его к борту лодки, затем приготовить смесь из клея Уран и нитро-краски, и нанести через трафарет на лодку, предварительно обезжирив поверхность. Смесь: 2 тюбика клея Уран смешиваем с нитро-краской, делаем все быстро, и наносим на лодку. Такой номер отлично держится при складываниях лодки, и, при желании, номер можно легко скатать пальцами, и никаких следов не останется.

Категория плавания.

В паспорте лодки и на табличке, расположенной на транце лодки, указана категория плавания.
Категория С - Плавание в прибрежных водах, бухтах, реках и озерах. Судно может эксплуатироваться при воздействии ветра с силой 6 баллов (не более), и при волнах, высотой до 2 метров.
Категория D – Плавание судна в закрытых водоемах, реках и озерах. Судно может эксплуатироваться при воздействии ветра с силой до 4 баллов (по шкале Бофорта), и при волнах, высотой до 0,3 (иногда 0,5) метров.

Перед покупкой лодки, обязательно нужно разложить ее полностью, проверить комплектность, надуть полностью, обратить внимание при визуальном осмотре на:
качество склейки/сварки ткани, симметричность лодки (нос смотрит четко прямо), наличие складок. Складок на лодке ПВХ не допускается, а если есть, значит, лодка некачественно склеена или собрана. Допускаются небольшие складки на передней трети носа лодки.

Выбираем мотор.

лодочный моторПодвесной лодочный мотор (ПЛМ). Мотор подбирается к лодке, а если у Вас уже есть мотор, то нужно будет правильно подобрать к нему лодку.

Двухтактные и четырехтактные моторы. Четырехтактные имеют больший вес и трудности в эксплуатации, но потребляют меньше топлива, и при их использовании не нужно смешивать бензин с маслом.
Двухтактные моторы просты в эксплуатации, надежны, и при поломке не нужно их относить в специализированную мастерскую (что не сказать про четырехтактные), их в состоянии починить в мастерской для мопедов, мотоциклов, картингов. А многие смогут справиться и своими силами. К тому же двухтактные значительно дешевле. В некоторых странах двухтактные моторы запретили, потому что они менее экологичны. Однако, уже проведено немало экспериментов, и доказано, что используя правильно двухтактные моторы малой мощности (на лодках ПВХ такие и ставятся), они не уступают в экологичности четырехтактным. Но этот вопрос открыт, и у Вас может быть свое мнение на этот счет. Мы будем рассматривать именно двухтактные двигатели.
Лучше выбирать мотор японской или американской фирмы, можно и европейской. Российские моторы – это копии импортных моторов второй половины прошлого века, и они не отличаются качеством, к сожалению. Китайские моторы недавно вошли на рынок, и тоже являются копиями известных японских или американских моторов, и, как правило, чаще ломаются. Хотя при правильной эксплуатации можно использовать и такой мотор, но нужно понимать, что если китайский аналог стоит почти в 2 раза (иногда и больше) дешевле, чем американский или японский двигатель, с которого взята копия, то это неспроста. Конечно, многие до сих пор ходят под старенькими «Вихрями» и «Ветерками», но Вы должны понимать, что заглохнуть посреди огромного водохранилища при усиливающемся ветре, да еще и если с семьей на борту, очень неприятно, и может привести к печальным событиям. И если Вам такие приключения не нужны, лучше перестраховаться, и подкопить на качественный мотор.

водоизмещающий режимМощность двигателя – основная характеристика моторов. Движение лодки под мотором осуществляется в двух режимах – водоизмещающем и глиссирующем. Глиссирование – это когда лодка скользит по водной глади, такое движение поддерживается скоростным напором воды, создаваемым винтом мотора. Нос лодки приподнимается, она начинает касаться воды не всей поверхностью дна, расход топливной смеси сильно падает, и скорость увеличивается в 2-2,5 раза. А при водоизмещающем режиме лодка поддерживается на плаву за счет Архимедовой силы. Объяснять теорию, думаю, не стоит, посмотрите на фото, как это выглядит внешне. В водоизмещающем режиме судно движется медленнее, и топлива тратится больше. Для выхода в режим глиссирования глиссирующийпотребуется больше мощности мотора, чем для движения в водоизмещающем режиме. Зато после выхода на глиссирование, расход топлива намного сокращается, при том, что лодка движется быстрее.

Вообще на каждой лодке указано, моторы какой мощности разрешено применять на этом судне.
Можно использовать простой расчет – чтобы вывести лодку на глиссирование, на каждые 30 кг веса нужна 1 л.с. в моторе. Например, в среднем, чтобы вывести на глиссирование лодку длиной 3,3 метра, с двумя пассажирами, нужен мотор 8 лошадиных сил. Если быстро передвигаться не нужно, достаточно водоизмещающего режима, то можно брать мотор и от 2 л.с. до 6 л.с., но тогда скорость на 2-х сильном будет около 9км/ч, а на 5-6 сильном около 13-15 км/ч – это с двумя пассажирами на борту.

  • Если в лодке один человек, то на глиссер выведет 5 л.с. причем, с учетом поклажи. И будет очень экономично. Максимальная скорость тогда составит около 25 км/ч на глиссере, если в той же ситуации поставить 4 л.с., то может на глиссер не вывести.
  • Если 8-10 л.с., то скорость будет 25-35 км/ч на глиссере, если в лодке 2 человека.
  • Если взять 15 л.с., то скорость увеличится незначительно – на 2-3 км/ч, зато сильно увеличиться расход.

лодочный моторВес двигателя. Моторы мощностью 8 л.с. весят 35 кг в среднем, в одиночку его не поднять. А вот мотор на 2 л.с. будет весить всего 12-14кг.

Двухтактные двигатели до 15 л.с. бывают одноцилиндровые и двухцилиндровые. Одноцилиндровые – шумные и создают сильную вибрацию. Двухцилиндровые моторы потише, но имеют больший расход топлива.

Важно правильно подготавливать топливную смесь. Обычно на малых оборотах при неправильно подготовленной топливной смеси, свечи забиваются маслом, и перестают давать искру. Нужно готовить топливную смесь в зависимости от режима эксплуатации мотора. Если будете ходить на малых оборотах, например при троллинге, то смесь: 1:100, т.е. на 1 часть масла идет 100 частей бензина. топливный бак для лодкисвеча для лодочного мотораЕсли в основном на больших оборотах, в режиме глиссирования, то, чтобы уменьшить износ двигателя, нужно готовить более обогащенную смесь – 1:75 или 1:50. Идеальный вариант – иметь 2 бачка с топливной смесью в лодке, один – с обогащенной маслом смесью, другой с необогащенной, соответственно, если ходить в 2-ух режимах – на малых оборотах и на больших. Хорошо иметь при себе запасные свечи – если свеча забилась, то можно выкрутить и поменять быстро на месте, а потом прочистить забитую свечу дома. Оригинальные свечи очень дорогие, и можно найти более дешевый аналог фирменной свечи, например, в мотоциклетном магазине. Топливную смесь нужно готовить непосредственно перед рыбалкой – за день, например. Связано это с тем, что, в основном, в России высокое октановое число бензина получают путем добавления присадок, действие которых со временем ослабевает, и октановое число уменьшается. Например, взяли Вы 92-ой бензин, приготовили смесь, а через 1,5-2 недели залили его в бак, а там уже 86-ой… Бензин нужно фильтровать – например, врезать автомобильный топливный фильтр в шланг, по которому передается топливная смесь из бака в мотор, это не излишняя мера предосторожности, так Вы намного увеличите ресурс мотора.
Важно правильно обкатывать двигатель, иначе ресурс мотора резко уменьшится. Для каждого двигателя существует определенный алгоритм обкатки двигателя. Этот алгоритм можно найти у продавца моторов, на сайтах продавцов или произвожителей.

Шумоизоляция. Для обеспечения большего комфорта судоводителя и экипажа, меньшей нагрузки на уши, и для меньшего отпугивания потенциальной добычи в виде рыбы или уток, можно обклеить пластиковый корпус мотора изнутри полиуретановым ковриком или войлоком.

Желаю Вам успехов в выборе лодки и мотора! Пусть от использования Вашей лодки Вы будете получать только положительные эмоции!